Порядок окончания исполнительного производства

Порядок окончания исполнительного производства

В юридической практике окончание процесса инициируется объективными причинами, которые должны изменить состояние дела по причине исполнения решения и выполнения всех обязательств сторон, указанных в исполнительном листе, а прекращение инициируется при отмене определения по делу, апелляции, вновь возникшими непреодолимыми причинами, связанными и не связанными с решением, которые делают невозможным его выполнение.



Окончание и прекращение мер принудительного характера отличаются по причинам и процедуре использования. В идеальном случае окончание исполнительного производства (далее ИП) связано с урегулированием всех претензий, восстановлением прав истца и достижением службой приставов цели судебного вердикта. Порядок окончания процесса регулируется статьей 46 и 47 Федерального Закона №229.

ВНИМАНИЕ!!!

Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе, оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

Так как целью службы ФССП является выполнение заключения суда или органа власти, в ее компетенцию входит наложение взыскания, а результатом ее работы является закрытый исполнительный лист (далее ИЛ), выплаченный штраф, подтвержденный платежными документами, осуществленный судебный приказ либо предписание на исполнение действий.

Эти действия сопровождаются документами, подтверждающими завершение процесса. В ИЛ приставом, осуществляющим производство, вносится отметка о полном или частичном выполнении с объяснением сумм взыскания и лиц, с которых оно было получено.

По окончании исполнения выносится постановление с направлением его копий всем возможным участникам процесса:

  • взыскателю и ответчику;
  • в судебные или исполнительные органы, которые явились инициаторами производства;
  • органам, осуществлявшим ограничения в отношении лиц, нарушавшим процедуру взыскания, осуществлявшим розыск или исполнявшим решение суда, связанного с такими ограничениями и утратившими силу в результате окончания действий;
  • кредитным организациям, выполнявшим требования ССП или работодателю ответчика, который удерживал с его зарплаты денежные средства.

Основания

Остановить дело может суд, выдавший документы, арбитражный суд высшей инстанции либо судебный пристав, руководствуясь статьями 46 и 47 ФЗ №229. Основаниями для окончания исполнительного производства, по которым выносится постановление о его завершении являются:

  1. Полное и всеобъемлющее выполнение требований, на основе которых производство было возбуждено. В этом случае были урегулированы все долги и претензии сторон разрешены.
  2. Ходатайство об окончании от истца по причине примирения и заключения мирового соглашения или исчерпания претензий, наступившего до начала производства по судебным документам.
  3. Отказ от исполнения приставами и возвращение заявителю бумаг по причинам указанным в ст. 46 ФЗ №229.
  4. Инициатива органов, выдавших исполнительные акты, для возвращения их на пересмотр или отмену заключения или возврат документов по желанию заявителя по другим причинам.
  5. Невозможность выполнить требования по причине смерти ответчика или ликвидации организации задолжника.
  6. Осуществления процедуры банкротства в отношении лица или организации, являющихся должниками. В этом случае с них снимается долговое обременение, но решение о банкротстве принимается судом непросто и крайне редко.
  7. В случае назначения периодических платежей, которые инициируются отправкой копии исполнительных документов организации плательщику. Поскольку функции СП фактически при этом выполнены, то дело может быть закрыто.
  8. Наступления срока давности по исполнительным документам судов или других органов, уполномоченных к их выдаче, независимо от того, окончены они или нет.

Основания окончания процесса подразделяются на приведшие к исполнению предписанных действий и на завершившие его без проведения этих действий. Они должны быть подтверждены документально и предоставлены ведущему производство приставу к рассмотрению.

В случае их обоснованности ФССП выносит требования об окончании ИП с вручением копий постановления в срок не позже следующего за его вынесением дня.

Примером частичного завершения и возврата по требованию суда дела на пересмотр может служить разбирательство, произошедшее в Ставропольском крае.

Директором одной из поселковых школ Курского района Ставропольского края Ивановой К.К. по причине систематического нарушения трудовой дисциплины и несоответствия занимаемой должности был в одностороннем порядке уволен учитель русского языка и литературы Петрова Д.Д.  с назначением взыскания в размере месячной премии. Нарушения трудовой дисциплины были зафиксированы документально.

Петрова Д.Д. не согласилась с формулировкой причины увольнения и оспорила ее в судебном порядке. Судом правомерность увольнения была подтверждена и выдан исполнительный лист на взыскание денежной суммы в размере месячной премии, так как бухгалтер уже ошибочно начислила ее Петровой Д.Д., а та ее получила. Петрова Д.Д. подала апелляцию с формулировкой о нарушении порядка взысканий по КЗоТ и отсутствию комиссионной фиксации нарушения трудовой дисциплины.

Суд подтвердил правоту Петровой Д.Д. и отозвал исполнительные документы с требованием восстановить ее в должности. Однако Иванова К.К. собрав обращения работников школы с подтверждением нарушений Петровой Д.Д. Обратилась к суду с требованием оставить в силе штраф в размере месячной премии. Судом было принято решение о сохранении штрафа в силе, но так как участниками процесса было заключено мировое соглашение и об окончании производства.


Постановление

Порядок вынесения и последовательность действий при этом описывается согласно со статьей 47 ФЗ № 229. Форма, в которой постановление об окончании исполнительного производства предоставляется суду и сторонам участницам, а также примерный образец постановления содержится в приложении №110 приказа № 318 по ФССП России.

Определение обязательно должно содержать следующие пункты:

  1. Наименование подразделения, проводившего действия взыскания.
  2. Личные данные пристава.
  3. Реквизиты суда, выдавшего исполнительный лист.
  4. Данные о лице, инициировавшем производство.
  5. Данные о полноте выполнении решения суда, суммы выплат, описание реализованного имущества, описание сопроводительных документов.
  6. Сведения о подзаконных актах, на основе которых проходило взыскание.

Согласно ст. 47 ФЗ № 229 в определении на ИЛ пристав обязан указать полноту выполнение обязательств и период проведения исполнительных действий. В случае частичного исполнения и возврата дела ответчику по причинам, описанным в ст. 46 на документе, указывается причина и обстоятельства ее вызвавшие.

Когда постановление об окончании производства уже вынесено судом на его основании снимаются все ограничения, которые могли быть установлены в отношении ответчика по делу, такие как ограничение на выезд за границу, ограничение на регистрационные действия для транспорта, арест движимого и недвижимого имущества.


Обжалование постановления об окончании исполнительного производства

Часто результаты работы представителей ФССП не удовлетворяют одну из сторон и она изъявляет желание изменить положение дел, признав работу приставов несоответствующей судебному решению.

В большинстве случаев причиной обжалования постановлений становятся нерадивые работники ФССП нарушающие права граждан на справедливые вердикты властей и судебные ошибки. Так как заключение по делу уже вынесено, то отмена постановления об окончании исполнительного должна сопровождаться серьезной, обоснованной причиной.

 

Обжалование постановления об окончании исполнительного производства

Ею может стать:

Заявление на имя вышестоящего органа над тем,который вынес постановление об окончании производства.
Решение суда, принятое на основании заявленияо возобновлении исполнительного дела.

В случае когда обжалуется постановление об окончании производства важно соблюсти сроки. Жалобу необходимо подать не позже десятидневного срока с момента вынесения определения. Законом не устанавливаются правовые аспекты процесса обжалования, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к судебной практике.


Срок

Срок окончания исполнительного производства регулирует статья 36 ФЗ № 229. Все требования приставы обязаны выполнить в двухмесячный срок. Если же требования по срокам подпадают под другие законодательные акты, то срок должен определяться ими.

Поступившее в региональное отделение ФССП постановление, должно быть отработано не позже пятнадцати дней если иной порядок исполнения не определяется законодательством РФ.

Однако процесс может происходить в другие сроки если им препятствуют объективные причины, делающие выполнение обязанностей пристава невозможными. Например, исполнению могут помещать погодные условия, создающие непреодолимые обстоятельства.

В случае их возникновения служба судебных приставов приостанавливает деятельность по взысканию прилагая к документам акт метеослужб, фиксирующий данные обстоятельства.

Ко времени, на которое исполнение было приостановлено в рамках закона и не входящее в установленный ФЗ № 229 промежуток относятся:

  1. Период приостановки производства по независящим от ФССП причинам.
  2. Период приостановки или отсрочки исполнения.
  3. Время, необходимое на реализацию имущества, которое явилось обеспечением по делу.
  4. Время, на которое было отложено взыскание или оно затянулось по причинам, источником которых явились работники ФССП.

Если решение суда касается нематериального гражданского состояния, то оно должно быть выполнено немедленно или не позднее первого рабочего дня, следующего за поступлением документов в ФССП.


Жалоба

Действия приставов нередко вызывают несогласие граждан и часто носят противоправный характер. Пользуясь, низкой правовой грамотностью населения некоторые нечистые на руку работники ФССП пытаются получить личные выгоды от своей деятельности.

Они предлагают разного рода способы обхода определений суда либо запугивают граждан несуществующими санкциями. Обжаловать решение, вынесение постановления либо доказанное бездействие приставов необходимо в десятидневный срок с момента его происшествия.

Жалоба

Порядок составления жалобы должен учитывать иерархию подчиненности работников, на чьи действия она подается. Поскольку непосредственно с гражданами работают приставы исполнители, то их действия должны обжаловаться у старшего пристава и так далее по ступеням подчиненности.

Если жалоба на постановление об окончании исполнительного производства по объективным причинам не может быть рассмотрена в отделении ФССП куда она была подана, то работник, ответственный за этот документ обязан направить его в трехдневный срок в тот орган, у которого есть полномочия на это рассмотрение.

Если бездействие ФССП наносит ущерб стороне истца и угрожает срывом исполнения решения суда, то оно также может быть обжаловано в вышестоящем органе.


Возобновление исполнительного производства после его окончания

Встречаются случаи, когда исполнительное производство требует возобновления после его формального окончания. Примером могут служить случаи смены места работы ответчиком, в отношении которых проводятся принудительные меры периодического характера.

Так как производство после направления исполнительного листа работодателю плательщика алиментов или компенсации за вред здоровью формально считается оконченным, а дело закрывается, то при смене работы плательщиком может потребоваться его возобновление.

Кроме того, должник часто сам препятствует исполнению судебного решения скрывая собственность, подлежащую обращению взыскания, изменения места жительства и трудоустройства.

Скрывая новое место работы и доход, ответчик по делу совершает противоправные действия, которые мешают исполнению судебного обязательства. В этом случае повторного обращения в суд не требуется, так как фактически его решение выполнено не было.

В этом случае решением проблемы является письмо судебному приставу с просьбой о возвращении исполнительного производства по делу с описанием нарушений плательщика. Если требования обоснованы, а должник не известил ФССП о смене своего гражданского состояния и новом месте работы, то исполнительный лист открывается вновь, а приставы проводят действия по поиску нарушителя всеми доступными им способами, вплоть до объявления его в розыск.

Кроме того, приставы обяжут задолжника погасить всю накопившуюся сумму и потребуют с него штраф в размере затрат ФССП на его поиск и дополнительные исполнительные действия.


Заключение

С появлением в процессуальном производстве Российской Федерации службы, отвечающей за исполнение судебных вердиктов был сделан большой шаг на пути к правовому обществу. До этого момента добиться выполнения решения было непросто, а путаница с полномочиями органов власти, осуществлявших взыскание, давало возможность для злоупотреблений.

При современной организации службы судебных приставов юридические процедуры стали прозрачны, а их контроль теперь доступен и рядовым гражданам. Благодаря развитию концепции электронного правительства процесс судопроизводства начал автоматизироваться.

Рутинные задачи, делавшие исполнительное производство неудобным и громоздким исключены либо упрощены. Это дает надежду на еще большее сокращение времени рассмотрения в будущем и реализации арбитража без которого невозможно стабильное и максимально легитимное экономическое развитие государства.

Благодаря интернет уменьшается время получения государственной услуги, что не дает возможности недобросовестным чиновникам в злоупотреблении.

Развитие сайта fssprus.ru дало возможность подать жалобу, ознакомиться с постановлением и законодательной базой, оценить работу ФССП.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные со взысканием, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего "Правового Центра"

Москва: +7 (499) 938-40-59

С-Петербург: +7 (812) 467-39-61

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *